В состав пакета Microsoft Office входит табличный процессор Microsoft Excel,
который позволяет проводить расчеты над большими наборами данных,
автоматизировать итоговые вычисления, строить диаграммы и графики по имеющимся
данным, решать задачи оптимизации и др.
На рисунке 1.1 показано рабочее окно программы Microsoft Excel. Основные элементы
управления (меню, панели инструментов) аналогичны соответствующим элементам
окна Microsoft Word.
Работа с этими элементами выполняется по правилам, общим для любого приложения Microsoft Office.
Рисунок 1.1
В строке заголовка отображается
название программы (Microsoft Excel)
и имя документа. Документ Excel
называется Рабочей книгой. При сохранении файлу по
умолчанию присваивается имя Книга1,
расширение – xls.
Книга состоит из рабочих листов. Каждый рабочий лист имеет имя,
которое отображается на его ярлыке. По умолчанию листы называются: Лист1, Лист2 и т.д. Для активизации листа нужно
щелкнуть на его ярлыке.
Примечание. Количество листов, входящих изначально в рабочую книгу,
задается в диалоговом окне СервисПараметрывкладка Общие,
поле-счетчик – Листов в новой
книге. При необходимости можно добавлять и удалять листы.
При большом количестве листов используются кнопки прокрутки, расположенные
слева от ярлыков:
Рабочая область каждого листа представляет собой таблицу. Столбцы таблицы озаглавлены латинскими
буквами и, далее, двухбуквенными сочетаниями. Всего в рабочем листе – 256
столбцов (от А до IV. После столбца Z идет столбец АА, после AZ — ВА и т.д.). Строки
нумеруются от 1 до 65536.
Минимальным элементом хранения
данных является ячейка.
Адрес ячейки – это заголовок столбца и номер строки, на
пересечении которых расположена ячейка, например, А2,
В25, С65.
Одна из ячеек всегда является активной (текущей) и
выделена рамкой. Ее адрес, т.е. буква столбца и номер строки, указывается в поле Имя. В зависимости от выбранного способа перемещения по рабочей книге активная ячейка может перемещаться или оставаться неизменной.
Заголовки строки и столбца, на пересечении которых находится активная
ячейка, выделены темным цветом. По этому признаку легко определить активную
ячейку. Операции ввода и редактирования данных всегда
производятся в активной ячейке. Сделать активной другую ячейку (переместить
курсорную рамку) можно несколькими способами:
щелкнуть мышью в нужной ячейке;
использовать навигационные клавиши: ;
нажать клавишу < Enter>.
Примечание. Клавиша <Enter> переводит
по умолчанию в нижнюю ячейку. Направление перемещения можно изменить командой
меню СервисПараметрывкладка Правка,
поле Переход к другой ячейке
после ввода, в направлении:
Пролистывание содержимого рабочего листа выполняют обычными
способами, т.е., используя полосы прокрутки, а также клавиши <Page Up>, <PageDown>, <Home>.
Под панелями инструментов окна Excel расположена строка формул.
В левой части этой строки отображается адрес текущей ячейки (или ее имя), в
правой части – содержимое текущей ячейки.
Между полем адреса и полем
содержимого расположены кнопки:
– открывает список именованных ячеек (для быстрого перехода к ним), а при вводе
формулы – список 10 функций, использовавшихся последними;
– вызывает окно Мастера
функций,
При начале
ввода данных с клавиатуры в ячейку в строке формул появляются еще две кнопки:
–
отмена ввода (эквивалентно клавише <Esc>).
–
ввод данных в ячейку (эквивалентно <Enter>).
1.3. Перемещения по экрану
Обратиться к нужной ячейке можно, щелкнув по ней мышью. Кроме того, перемещаться по таблице можно с помощью полос прокрутки и с помощью клавиатуры:
стрелки вверх, вниз, вправо, влево дают перемещение на одну ячейку в соответствующем направлении;
клавиша <Home> - в первый столбец строки;
сочетаная клавиш <Ctrl>+<Home> и <Ctrl>+<End> - соответственно, в начало таблицы и в последнюю использованную ячейку;
<Ctrl>+ и <Ctrl>+ - соответственно, в первую и последнюю использованную ячейку столбца (если столбец не заполнен, то переход осуществляется в последнюю строку.столбца листа);
<Ctrl>+ и <Ctrl>+ - соответственно, в первую и последнюю использованную ячейку строки (если строка не заполнена, то переход осуществляется в последний столбец листа);
<PgUp>, <PgDn> - на страницу вверх и вниз, соответственно.
При нажатии клавиш <Ctrl>+<PgUp> или <Ctrl>+<PgDn> активизируются, соответственно, предыдущий и следующий рабочие листы книги.
Перейти на нужную ячейку, можно
набрав её адрес в поле имени и нажав клавишу <Enter>;
дважды щелкнуть на ярлыке листа, ввести новое
имя;
в контекстном меню ярлыка выбрать команду Переименовать, ввести
новое имя.
Добавление листа
контекстное меню ярлыка листаДобавить;
меню ВставкаЛист.
Удаление листа
контекстное меню ярлыка листа Удалить;
меню ПравкаУдалить лист.
Если удаляемый лист содержит данные, то при выполнении команды появится
предупреждение об их потере, т.к. восстановить лист будет невозможно.
Перемещение, копирование листа
перетащить мышью ярлык листа вдоль ряда ярлыков
на новую позицию (для копирования удерживать клавишу <Ctrl>);
в контекстном меню ярлыка выбрать команду Переместить /скопировать. В диалоговом
окне указать в какую книгу, перед каким листом следует поместить перемещаемый
лист. Для получения копии листа необходимо в этом окне установить флажок Создать копию.
Установка цвета ярлыка:
контекстное меню ярлыка Цвет ярлычка;
меню ФорматЛистЦвет ярлычка.
Выделить несколько листов:
щелкать на ярлыках при нажатой клавише <Ctrl>;
щелкнуть на ярлыке первого из выделяемых листов,
нажать клавишу <Shift> и, удерживая ее, щелкнуть на
ярлыке последнего листа, входящего в выделение.
Снять выделение листов:
щелкнуть на ярлыке листа, не входящего в
выделение;
в контекстном меню ярлыка любого выделенного
листа выбрать команду Разгруппировать
листы.