Группировки, построенные за один и тот же период времени, но для разных регионов или, наоборот, для одного региона, но за два разных периода времени, могут оказаться несопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов. Для того чтобы привести такие группировки к сопоставимому виду (это позволяет провести их сравнительный анализ), используется метод вторичной группировки. Суть метода состоит в перегруппировке единиц объекта без обращения к первичным данным.
Вторичная группировка - операция по образованию новых групп на основе ранее построенной группировки.
Применяют два способа образования новых групп.
Первым, наиболее простым и распространенным способом является объединение первоначальных интервалов. Он используется в случае перехода от мелких к более крупным интервалам, а также когда границы новых и старых интервалов совпадают.
Второй способ получил название долевой перегруппировки и состоит в
образовании новых групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности. Этот способ потребляется, когда необходимо в ходе перегруппировки данных определить, какая часть (доля) единиц совокупности перейдет из старых групп в новые.
Рассмотрим первый способ проведения вторичной группировки.
Возьмем две группировки кредитов по сроку выдачи за ноябрь и декабрь (табл. 3.16 и 3.17).
Таблица 3.16
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи, ноябрь 1995 г. (данные условные)
№
п/п
Группы кредитов по
сроку выдачи,
месяцев
Число заключенных договоров, % от их общего количества
Сумма выданных кредитов, % от общей суммы
1
2
3
4
1-3
3-6
6-12
Более 12
87,05
10,43
1,80
0,72
66,87
24,86
8,17
0,10
Итого
100,00
100,00
При анализе результатов двух группировок прежде всего их необходимо привести к сопоставимому виду, перегруппировав данные первой группировки. Для этого данные (табл. 3.16) первой и второй групп объединяют вместе, образовав одну группу краткосрочных кредитов. В эту группу включаются все кредиты, выданные в ноябре на срок от 1 до 6 месяцев. Данные третьей и четвертой групп полностью переносятся в табл. 3.18, в которой представлены результаты вторичной группировки кредитов коммерческих банков, выданных в ноябре и декабре.
Таблица 3.17
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи, декабрь 1995 г. (данные условные)
№
п/п
Группы кредитов по
сроку выдачи,
месяцев
Число заключенных договоров, % от их общего количества
Теперь можно сравнить итоги группировки ноябрьских и декабрьских кредитов. Доля заключенных договоров по краткосрочным кредитам снизилась почти на 11 процентных пунктов, доля среднесрочных кредитов осталась без изменения, а количество долгосрочных кредитов в анализируемом периоде значительно возросло. Несмотря на эти изменения, в декабре, так же как и ноябре, в структуре суммы выданных кредитов преобладающую долю занимали краткосрочные кредиты, затем следовали среднесрочные, а на последнем месте - долгосрочные кредиты,
Более сложным является способ долевой перегруппировки, Применение его рассмотрим на следующем примере. В табл. 3.19 приведены данные о распределении семей по размеру площади, приходящейся на одного человека по двум регионам.
Таблица 3.19
Группировка семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека по двум регионам в 1995 г.
Первый регион
Второй регион
№ группы
группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2
доля
семей, %
к итогу
№ группы
группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2
ДОЛЯ
семей, % к итогу
1
2
3
4
5
6
7
До 5
5-6
7-8
9-12
13-14
15-19
20 и более
3,6
11,4
19,4
37,8
11,1
13,0
3,7
1
2
3
4
5
До 5
5-10
11-15
16-19
20 и более
6,2
46,3
28,5
10,8
8,2
Итого
100,0
Итого
100,0 1
Как видно из табл. 3.19, семьи первого региона разбиты на семь групп, а второго - на пять. Чтобы привести данные к сопоставимому виду, произведем перегруппировку семей второго региона, Для этого придется раздробить группы. Так как границы первой группы одинаковы у обеих группировок, то проведение каких-либо изменений нецелесообразно. Вторую группу (5-10) необходимо разделить на три группы: семьи, в которых на одного человека приходится 5 и 6 м2, должны образовать вторую группу; семьи, где на человека приходится 7 и 8 м2, - третью группу, а где 9 - 10 м2, следует включить в четвертую группу. Таким образом, вторую группу в группировке семей второго региона следует разбить на три равные по величине интервала группы. При разбивке семей по группам полагают, что их распределение внутри группы 5-10 равномерное. Тогда 1/3 семей группы 5-10 войдет в группу 5-6, 1/3 - в группу 7 - 8, а оставшаяся часть должна быть включена в группу 9-12. Кроме того, в эту группу следует включить и часть семей из следующей третьей группы (11 - 15), т. е. семьи, в которых приходится 11 и 12м2 жилой площади на одного человека. Поэтому 40% семей третьей группы надо включить в группу 9-12. Для составления группы 13-14 необходимо взять 40% семей группы 11 - 15. В группу 15-19 войдут оставшиеся 20% семей группы 11 - 15, т. е. семьи, в которых приходится на одного человека 15 м2, и все семьи группы 16 - 19. Перегруппировка последней группы, как и первой, не нужна. Результаты перегруппировки представлены в табл. 3.20.
Таблица 3.20
Группировка семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека по двум регионам в 1995 г.
№ группы
Группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на
Доля семей в процентах к итогу
одного человека, м2
первый регион
второй регион
1
До 5
3,6
6,2
2
5-6
11,4
1/3x46,3=15,43
3
7-8
19,4
1/3x46,3=15,43
4
9-12
37,8
(46,3-2x15,43)+ +(0,4х28,5)=26,84
5
13-14
11,1
0,4x28,5=11,4
6
15-19
13,0
0,2x28,5+10,8=16,5
7
20 и более
3,7
8,2
Итого
100
100
Из приведенной группировки следует, что размер жилой площади на одного человека во втором регионе менее дифференцирован, чем в первом.